муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №10" городского округа г.Октябрьский РБ

452600 РБ г. Октябрьский, ул. Островского, д. 59
ПРИЕМНАЯ

+7(34767) 5-39-83


Советы психолога

«От человека не зависит, в какую ситуацию он попадает.

Но только от человека зависит, как он выходит из этой ситуации»

А. Рыбаков.

Профилактика ПАВ

Методические рекомендации для родителей

Сегодня зависимость представляет собой основную часть всех поведенческих и личностных расстройств и является основным фактором, разрушающим физическое и психическое здоровье нации. К тому же зависимость, особенно наркомания и алкоголизм, лежит в основе проявления асоциального и преступного поведения, вандализма и терроризма среди всех возрастных групп населения, особенно среди молодежи. Наркомания, алкоголизм, - это тяжелое заболевание, характеризующееся физической и психической зависимостью от наркотика и алкоголя. Беда может прийти в любую семью. Заболевают подростки со сверхзаботой со стороны родителей и в семьях, имеющих материальные и психологические проблемы. Именно поэтому очень важный адресат профилактической деятельности – семья ребенка.

Следует отметить, что в разные периоды подросткового возраста происходит изменение отношения к наркотикам. На базе центра профилактики наркоманий, г. Санкт–Петербурга было проведено исследование, как в разных возрастных группах происходит накопление знаний о наркотиках и формируется отношение к ним.

10–12 лет. Интересует всё, что связано с наркотиками – их действие, способ употребления. О последствиях употребления если и слышали, то всерьёз не воспринимают. Сами наркотики не употребляют (возможна токсикомания), с употребляющими знакомы единицы. Знания отрывочны, недостоверны, получены с чужих слов.

12–14 лет. Основной интерес вызывает возможности употребления «лёгких» наркотиков – марихуана за наркотик не признаётся. О существовании глобальной проблемы задумываются лишь некоторые, пробовали наркотик немногие – из любопытства, знакомы с потребителями многие. О наркотиках знают много – из опыта знакомых или по рассказам. Многие сведения недостоверны. Опасность употребления психоактивных веществ сильно недооценивается. Говорят о проблеме только между собой.

14–16 лет. По отношению к наркотикам формируются три группы.

Употребляющие и сочувствующие – интересуют вопросы, связанные со снижением риска при употреблении без наличия зависимости. Употребление наркотиков считается признаком независимости. Среди членов этой группы много лидеров.

Радикальные противники – «сам никогда не буду и не дам погибнуть другу». Многие из членов этой группы считают употребление наркотиков признаком слабости и неполноценности. Не определившие своего отношения к наркотикам. Значительная их часть может начать употребление под влиянием друзей.

16–18 лет. Группы сохраняются, но число неопределившихся значительно уменьшается. Качественно меняется содержание знаний о наркотиках: они детализируются и становятся более объективными.

Выделим значимые для родителей признаки ранней алкоголизации и наркотизации детей.

· Ребёнок в семье отстраняется от родителей, часто и надолго исчезают из

дома или же запирается в своей комнате. Расспросы, даже самые деликатные, вызывают у него вспышку гнева.

· У него меняется круг общения, прежние друзья исчезают, новые предпочитают, как можно меньше контактировать с Вами, почти ничего не сообщают о себе.

· «Семейный дом» постепенно превращается в «штаб-квартиру» – часто

звонит телефон, ваш ребёнок в присутствии посторонних не разговаривает, открыто, а использует намёки, жаргон, условные «коды».

· Изменяется характер ребёнка. Его не интересует то, что раньше имело

значение: семья, учёба, увлечения. Появляется раздражительность, вспыльчивость, капризность, эгоизм, лживость.

· Состояние ребёнка характеризуется неустойчивостью: он-то полон

энергии, весел, шутит, то становится пассивен, вял, иногда угрюм, плаксив.

· У ребёнка появляются финансовые проблемы. Он часто просит у Вас

деньги, но объяснить, на что они ему нужны, не может, или объяснения малоубедительны. Из дома постепенно исчезают деньги и вещи. Сначала это может быть незаметно, пропажи в семье объясняются случайностью (потеряли, забыли куда положили). Потом уже исчезновение (видеотехники, например) трудно скрыть.

· У ребёнка часто наблюдается необычное состояние: оно может быть похоже на опьянение, но без запаха алкоголя. Может быть нарушена координация движений, речь, появляется нелепый смех, зрачки расширены или сужены. Конкретные признаки опьянения зависят от вида веществ.

Для большей убедительности в начале первых проб с наркотиками можно использовать так называемые «стрип–тесты», которые продаются в аптеках и представляют собой полоски, типа лакмусовой бумаги. Их надо погрузить в исследуемую мочу, результат появится через 5 минут в виде изменения окраски. Одни тесты рассчитаны на один вид наркотика, другие выявляют пять типов. Чувствительность метода достаточно высока: наркотик выявляется даже спустя три дня после прекращения его приёма.

Защитными факторами, характеризующими отношения в семье, являются:

крепкие семейные узы; активная роль родителей в жизни детей; понимание проблем и личных забот детей; ясные правила, стандарты внутри семьи, постоянные обязанности (система поощрений эффективней системы наказаний).

Предполагаемые методические рекомендации смогут помочь родителям в общении с детьми, педагогам построить правильную работу с родителями. Рекомендации включают в себя: правила эффективного общения; памятки для родителей по прямой и непрямой профилактике, организация работы с родителями, адреса помощи.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ !

Сегодня алкоголь и наркотики стали частью молодежной среды. Это реальность, в которой живут наши дети. Невозможно изолировать ребенка от этой реальности, просто запретив употреблять наркотики, посещать дискотеки и гулять в определенных местах.

КАК ЖЕ УБЕРЕЧЬ ДЕТЕЙ ОТ ЭТОГО ЗЛА?


Лучший путь – это сотрудничество с Вашим взрослеющим ребенком.

Ø Учитесь видеть мир глазами ребенка. Для этого полезно вспомнить себя в таком же возрасте, свой первый контакт с алкоголем, табаком.

Ø Умейте слушать. Поймите, чем живет Ваш ребенок, каковы его мысли, чувства.

Ø Говорите о себе, чтобы ребенку было легче говорить о себе.

Ø Не запрещайте безапелляционно. Задавайте вопросы. Выражайте свое мнение.

Ø Научите ребенка говорить «нет». Важно, чтобы он в семье имел это право. Тогда ему будет легче сопротивляться давлению сверстников, предлагающих наркотики.

Ø Разделяйте проблемы ребенка и оказывайте ему поддержку.

Ø Учите ребенка решать проблемы, а не избегать их. Если у него не получается самостоятельно, пройдите весь путь решения проблемы с ним вместе.

ДОРОГИЕ МАМЫ И ПАПЫ!

Мы растем, и растут вместе с нами вопросы, которые мы задаем Вам и всему миру взрослых:

Ø Что такое наркотики?

Ø Как они меняют состояние сознания? Как развивается зависимость?

Ø Зачем люди их употребляют (между прочим, уже в течение нескольких десятилетий)?

Ø И почему не употребляют?

Ø И как нам сделать правильный выбор?

Если мы не получаем от Вас ответа, который помог бы нам разобраться в этом вопросе, мы исследуем эту реальность сами.

ПРИЗНАКИ И СИМПТОМЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ

Ø Бледность кожи

Ø Расширенные или суженные зрачки

Ø Покрасневшие или мутные глаза

Ø Замедленная речь

Ø Плохая координация движений

Ø Следы от уколов

Ø Свернутые в трубочку бумажки

Ø Шприцы, маленькие ложечки, капсулы. Бутылочки

Ø Нарастающее безразличие

Ø Уходы из дома и прогулы в школе

Ø Ухудшение памяти

Ø Невозможность сосредоточиться

Ø Частая и резкая смена настроения

Ø Нарастающая скрытность и лживость

Ø Неряшливость

Эти симптомы являются косвенными. Для подтверждения злоупотребления наркотиками и зависимости от них необходима консультация врача-нарколога.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ

ВОЗНИКЛИ ПОДОЗРЕНИЯ?

1. Не отрицайте Ваши подозрения.

2. Не паникуйте. Если даже Ваш ребенок попробовал наркотик, это еще не значит, что он наркоман.

3. Не набрасывайтесь на ребенка с обвинениями.

4. Поговорите с ребенком честно и доверительно. Не начинайте разговор, пока Вы не справились с Вашими чувствами.

5. Если ребенок не склонен обсуждать с Вами этот вопрос, не настаивайте. Будьте откровенны сами, говорите о Ваших переживаниях и опасениях. Предложите помощь.

6. Важно, чтобы Вы сами были образцом для подражания. Ваш ребенок видит ежедневно, как Вы справляетесь сами с Вашими зависимостями, пусть даже и не такими опасными, как наркотик.

7. Обратитесь к специалисту. Химическая зависимость не проходит сама собой. Она только усугубляется. Вы можете обратиться в анонимную консультацию к психологу или наркологу. Если ваш ребенок отказывается идти вместе с вами, придите вы.

Приложение №1

Анкета для определения подростковой наркомании:

1. Обнаружили ли Вы у ребёнка:

1. Снижение успеваемости в школе в течение последнего года.

2. Неспособность рассказать Вам о том, как протекает общественная жизнь в школе.

3. Потерю интереса к спортивным и иным внеклассным мероприятиям.

4. Частую, непредсказуемую смену поведения.

5. Частые синяки, порезы, причины появления которых он не может объяснить.

6. Частые простудные заболевания.

7. Потерю аппетита, похудание.

8. Частоевыпрашивание у Вас или у родственников денег.

9. Понижение настроения, негативизм, критическое отношение к обычным вещам и событиям.

10. Самоизоляцию, уход от участия в семейной жизни.

11. Скрытность, уединённость, задумчивость, длительное прослушивание магнитофонных записей.

12. Позицию самозащиты в разговоре об особенностях поведения.

13. Гневность, агрессивность, вспыльчивость.

14. Нарастающее безразличие, потерю энтузиазма.

15. Резкое снижение успеваемости.

16. Татуировки, следы ожогов сигаретой, порезы на предплечьях.

17. Бессонницу, повышенную утомляемость, сменяющуюся необъяснимой энергией.

18. Нарушение памяти, неспособность мыслить логически.

19. Отказ от утреннего туалета, не заинтересованность в смене одежды и т. п.

20. Нарастающую лживость.

21. Чрезмерно расширенные или суженные зрачки.

22. Значительные суммы денег без известного источника дохода.

23. Частый запах спиртного или появление запаха гашиша от одежды.

24. Потерю памяти на события, происходившие в период опьянения.

25. Наличие шприца, игл, флаконов, закопченной посуды, марганца, уксусной кислоты, ацетона, растворителей.

26. Наличие неизвестных таблеток, порошков, соломы, травы и т.п., особенно если их скрывают.

27. Состояние опьянения без запаха спиртного.

28. Покраснение глазных яблок, коричневый налет на языке, следы от уколов.

2. Слышали ли Вы от ребенка:

1. Высказывания о бессмысленности жизни.

2. Разговоры о наркотиках.

3. Отстаивание своего права на употребление наркотиков.

3. Сталкивались ли Вы со следующим:

1. Пропажей лекарств из домашней аптечки.

2. Пропажей из дома денег, ценностей, книг, одежды и т. д.

4. Случалось ли с Вашим ребенком:

1. Задержание в связи с употреблением опьяняющих средств на дискотеках, вечерах и т. п.

2. Задержание в связи с вождением автомототранспорта в состоянии опьянения.

3. Совершение кражи.

4. Арест, в связи с хранением, перевозкой, приобретением или сбытом наркотиков.

5. Другие противоправные действия, происходящие в состоянии опьянения (в том числе и алкогольного).

50

50

50

50

50

50

50

50

50

50

50

50

50

100

100

100

100

100

100

100

200

300

300

300

300

300

300

300

50

100

200

100

100

100

100

100

300

100

Если Вы нашли для констатации более чем 10 признаков и их суммарная оценка превышает 2000 баллов, Вам необходимо обратиться за консультацией к врачу психиатру-наркологу.